В предыдущих статьях мы выяснили, что высокий уровень интеллекта далеко не самая важная составляющая нашей жизни. Тогда как понятие «эмоциональный интеллект» напротив является определяющим звеном, если мы говорим о нашей зрелости и осознанности. Мы также говорили о том, что эмоциональный интеллект величина непостоянная и его коэффициент возможно повысить и время в данном случае наш союзник. Но для этого, пожалуй стоит разобрать подробнее, что конкретно скрывается за этим понятием, на чем оно держится и как развиваются ее составляющие.
Итак эмоциональный интеллект включает в себя четыре основных понятия.
- Самосознание – это понимание (и как следствие принятие) себя, своих эмоций, причин их возникновения, а также понимание своих сильных и слабых сторон.
- Управление собой – это контроль своих эмоций. Не подавление, но понимание (осознание) принятие и управление ими в своих интересах.
- Понимание других – когда мы в полной мере познали себя, свой эмоциональный контекст, следующий этап - эмоциональный контекст окружающих нас людей.
- Управление отношениями – способность в полной мере увидеть и услышать других людей преображает наши взаимоотношения.
Давайте посмотрим, как можно развивать эти позиции.
Эмоциональный интеллект ждет от нас:
- чтобы мы перестали вешать ярлыки на события и людей, а научились отслеживать и определять наши чувства и эмоции, в связи с той или иной ситуацией или человеком.
- поняли, что факты и чувства (а в большинстве случаев просто страхи) — не одно и то же.
- взяли на себя полную ответственность за наши чувства и эмоции, это ключ к управлению ими.
- узнали свои сильные и слабые стороны.
- давали себе время, между каким -либо событием нашей жизни и реакцией на него.
- не подавляли, но перенаправляли свои эмоции в нужное русло.
- не пренебрегали анализом ситуации. Из-за невозможности одновременной работы правого и левого полушария мозга, при анализе ситуации, эмоции отходят на второй план, так можно уберечь себя от многих ошибок.
- пытались вникнуть и понять чувства и эмоции окружающих нас людей, активно слушая и воспринимая личность цельно.
В результатате, если проследить путь, который мы должны пройти от начального этапа, до желаемого результата, то выглядеть он будет следующим образом:
Перый этап.
Недовольство собой как в личном, так и в профессиональном (социальном) плане. Мы не в состоянии разобраться с собой и с реальными причинами тех чувств, которые испытываем. Чувство вины, низкая самооценка и частые депрессии указывают на то, что наш эмоциональный интеллект пока еще мало развит. Наши эмоции нас подавляют.
Второй этап.
Мы начинаем понимать и осознавать часть своих скрытых мотивов, можем мотивировать себя, учимся правильно управлять своим временем, состоянием, а значит и эмоциями. На этой ступени мы уже достаточно эффективно контактируем с внешним миром и достигаем определенных успехов на пути к намеченным целям. Иными словами мы учимся управлять своими эмоциями. Здесь стоит уточнить, что управление и подавление — не одно и то же.
Третий этап.
Мы перестаем быть рабами своих эмоций скрытые мотивы отсутствуют, но есть четкое понимание своих намерений и самих себя. Нет сомнений, нет блоков для самореализации и творческого самовыражения. Мы как бы наблюдаем за своими эмоциями, которые никак не влияют на наш внутренний гармоничный основной фон.
Теперь нам ясно видно как и куда идти. Все это поможет нам на пути к осознанности и истине. В добрый путь!