Психологическая подготовка ребенка к школе – это наиважнейший этап, пройти который ребенок должен под руководством родителей и педагогов в детском саду.
Психологическая готовность к совершенно новому периоду в жизни малыша сформировывается не за полтора месяца перед школой, а требует специальных занятий на протяжении всего подготовительного этапа. Самое простое с чего можно начать - с диалога о школе. Для того чтобы сформировать положительное отношение к школе, учителям, процессу обучения, ребенку необходимо подробно рассказывать о том, как интересно ходить в школу, учиться, познавать интересные явления и факты. Важно не только показать всю прелесть обучения в школе, но показать, что именно учитель станет его первым проводником в мир знаний.
Такие моменты, как преодоление трудностей, будет проще отладить через игру.
Любое задание в школе ребенок должен будет выполнять до конца. Поэтому малышу стоит подсказывать какие-то положительные моменты в работе: сложив кубики правильно, получишь готовый дом, прочтя сказку до конца, узнаешь, где окажется герой и т.д. Если же ребенку не удастся выполнить задание с первой попытки, подбодрите его, объяснив, что даже самые сложные и трудные дела можно закончить, приложив усилия. В школе это спасет ребенка от неправильного отношения к неудачам и отрицательным оценкам.
Поощряя любопытство и интерес к окружающему миру, вы подпитываете тягу ребенка к знаниям.
Любознательный ребенок, умеющий самостоятельно искать ответы на вопросы, в школе чувствует себя значительно лучше, чем тот малыш, у которого не сформировано произвольное внимание. Такой ученик безынициативен, пассивен, трудно вовлекаем в познавательный процесс.
Читая книжку, попросите малыша слушать внимательно, а по окончании чтения – пересказать услышанное. Так вы поможете развить ему анлитические способности. Родители простыми игровыми методами могут научить ребенка последовательно излагать мысли, делать выводы, сопоставлять и обобщать. Грамотное построение предложений поможет овладению связной речи и расширит словарный запас.
Такие увлекательные занятия, как сборка конструктора, лепка или аппликация, настольные игры, помогут воспитать усидчивость, сосредоточенность и натренировать внимание. Благодаря этому, ребенок будет спокойно выдерживать занятия. Ведь у него уже имеется подобный опыт и представление о возможном результате проделанной работы.
Наконец, личностная подготовка ребенка заключается в формировании адекватной самооценки, потребности общения со сверстниками, способности исполнять роль ученика, умении находить общий язык с учителем. Такие элементарные навыки, как умение самостоятельно одеваться, переобуваться, пользоваться общественным туалетом, спасут ребенка от дискомфорта и неуверенности в школе.
Неподготовленный ребенок не сможет самостоятельно адаптироваться в новой обстановке. Он станет постоянно отвлекаться на уроке, будучи не в состоянии сосредоточиться и включиться в общий режим работы. Такой первоклассник после пары месяцев обучения начинает капризничать из-за нежелания ходить в школу. В силах родителей обеспечить ребенку комфортную школьную жизнь с первых же дней – стоит лишь уделять своему чаду внимание и позаботиться о наиболее мягком его переходе в новый и очень интересный этап его жизни.