Рождаясь, младенец беспомощен но, с каждым днем он становятся все старше, растет быстро, познает мир вещей и отношений. Биологическая цель любого живого организма – достичь взрослого состояния, продолжить вид. У братьев наших «меньших» с этим проблем нет. Многие животные с первых дней жизни способны к передвижению, проблемы воспитания их не очень то волнуют.
Совсем другое дело с человеческим детенышем – ребенком. Добавим к этому, что человек существо социальное, поэтому процесс его социализации фактически непрерывен и начинается с первых дней его жизни.
Самым первым и самым важным этапом социализации, где малыш впервые познает навыки общения с себе подобными - это семья. От того как пройдут эти первые годы, во многом зависит его дальнейшее личное благополучие. Не говоря уже о том, что находясь в атмосфере семейной любви и заботы, малыш может пронести через всю дальнейшую жизнь желание завести свою собственную семью, отталкиваясь от своих детских воспоминаний, переживаний и впечатлений. Здесь малыш впервые с помощью родителей приобретает навыки общения и определенной самостоятельности, которые очень пригодятся ему в дальнейшем. Но это лишь подготовительный этап, начало большого пути.
Рано или поздно жизнь приведет малышей к новым формам общения и взаимодействия, в том числе и со сверстниками. Возможно, это будет детский садик, возможно какие-то альтернативные варианты. Но общение со сверстниками и не только, на определенном этапе развития, просто необходимы маленькому человеку, как инструмент познания себя, окружающих его людей и даже мира в целом.
Если говорить о традиционном детском садике, то оптимальное время его посещения - вопрос сугубо индивидуальный. Однако, возраст от 2 до 4 лет является самым оптимальным для того чтобы познакомить ребенка с детским садом. К этому возрасту малыш в некотором смысле способен позаботиться о себе: он может самостоятельно есть, пить, ходить на горшок, частично одеваться и имеет некоторое представление о нормах поведения, то есть готов к пребыванию в коллективе. Однако возраст от двух лет, пожалуй, более оптимален. В этом возрасте адаптация малыша к новым условиям проходит легче, просто потому, что он еще не все понимает и не наработал определенный багаж знаний, затрудняющих для него подобный переход в новое качество.
Помимо этого, важна и психологическая готовность ребенка к посещению детского садика или иного подобного учреждения. Под этим понятием мы подразумеваем умение ребенка общаться с другими детьми и не менее важное, а для многих родителей и самое болезненное - умение расставаться с мамой и папой. Из всего делаем вывод - предварительная психологическая подготовка необходима. Малышу, каким бы общительным самостоятельным и открытым он не был, нужно время, минимум полгода, а то и больше. Начинать водить ребенка на детские площадки, в специальные учреждения совместного пребывания родителей и детей, возможно даже какие-то кружки по интересам, приобщая его к коллективным формам времяпрепровождения - можно и нужно не за месяц до предполагаемого похода в садик, а намного раньше. Тоже самое и с отсутствием родителей, в частности мамы (ведь с ней он проводит большую часть времени). Если малыш впервые расстанется с мамой в первый день пребывания в садике, ничего хорошего из этого не выйдет.
И, наконец, когда наш малыш психологически подготовлен и, обладая всеми необходимыми навыками, идет открывать для себя новый мир общения, он, по-прежнему, нуждается в нашем внимании, любви и ласке. Мы особенно чутко следим за его переживаниями и впечатлениями связанными с новыми открытиями. Ведь это новый этап общения и отношений с ребенком и для нас в том числе. Не стоит отказывать себе в удовольствии такого открытия!