Беседа девятая 1 февраля 2012 года
О блаженстве
Яна Морозова – Блаженство. Такая манящая и в то же время пугающая у нас сегодня тема беседы, Юрий Петрович.
Юрий Петрович – Манящая – да, а чем же пугающая?
Я.М. – Те немногие, кто достиг этой высшей ступени эмоциональной зрелости, овеяны ореолом мифологичности и сверх возможностей. Кроме того, всё, находящееся за пределами привычного и понятного невольно рождает опасения и сомнения. В общем, страшно и интересно. Поэтому помогите, пожалуйста, понять. Ведь осваивая закономерности духовного развития, мы сможем найти верный путь к себе настоящим.
Ю.П. – Для этого мы с Вами, Яна, берёмся за столь сложные темы. Чтобы развеять мифы и «сказку сделать былью»! Блаженство – это постигнутая благодать. Это своеобразный Дар человеку. Венец его развития на Земле. А способность благо отдавать, его благо-дарность за это. Обыденный разум, не имея возможности объяснить логически, ставит под сомнения дар предвидения, понимание-чтение мыслей и намерений других. Превосходство над законами физической жизни: свободу от бремени тела, способность перемещаться во времени и пространстве…
Я.М. – Вы сейчас описываете способности пророков и святых. Василий Блаженный – тоже настоящий чудотворец и реальный персонаж истории России. Я читала о нём, и большинство свершённых им чудес не укладывается в голове. Не поверить невозможно – существуют подтверждения, но осознать чрезвычайно сложно. Например, тушение пожара в Новгороде. Предание гласит, что в 1547 году, находясь в царских палатах на именинах Ивана Грозного, Блаженный увидел сильный пожар в Новгороде. Вылив за окно вино, которым угощал его царь, Василий помог справиться с огнём. Грозный не был из числа людей доверчивых, и послал нарочных в Новгород. Оказалось, что Василий Блаженный прав. Гонцы передали царю со слов новгородцев, что действительно в тот день и час начался страшный пожар, но внезапно и неизвестно откуда появился какой-то нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар.
Уже второй раз призываю Вас, Юрий Петрович, помогите!
Ю.П. – Наверное, не Вам одной, Яна, так сложно, когда речь заходит о чём-то сверхъестественном для нашего разума. О Василии Блаженном мы обязательно поговорим, он действительно Пророк нашего Отечества. А сейчас, я уверен, нужно начать с первой ступени развития разума. Тогда у нас есть шанс приблизиться к пониманию процесса его совершенствования.
Я.М. – Вы видимо хотите сказать, что ступени эмоционального развития как-то соответствуют этапам становления разума?
Ю.П. – Конечно. Первой ступенью развития разума является перцепция, т.е. познание мира через ощущения собственного тела. Таким разумом наделены дети и животные, благодаря своим чувствам они понимают: «Я есть». Затем следует вторая ступень - сознание или сознательный разум, который появляется к 6-8 годам жизни человека. Это уже абстрактное мышление, которое оперирует символами (цифры, буквы) и понятиями (добро, зло). Самосознание охватывает для понимания значительно большую часть мира, чем перцепция. Не просто «я есть», а «я – часть семьи, общества, социума». Человек уже способен посмотреть на себя со стороны. Мы выходим за пределы собственного Я благодаря языку, культурным традициям, накоплению и передаче знаний, развитию естественных наук.
Я.М. - Т. е. обладая самосознанием или сознательным разумом в полной мере, человек способен прийти к удовлетворению (радость от себя самого), а может и к наслаждению (гармоничное слияние с внешним миром). Догадываюсь, что для достижения блаженства нужен какой-то более совершенный разум. Так?
Ю.П. – Да, нужна осознанность или интуитивный разум. Яна, я радуюсь: как хорошо Вы ориентируетесь в предыдущих темах наших бесед.
Я.М. – Вы как-то говорили, что существуют телесный разум (это перцепция), интеллектуальный разум (его ещё называют рациональным или сознательным) и чувственный разум, он же интуитивный.
Ю.П. – Гений нашей эпохи Альберт Эйнштейн говорил: «Интуитивный разум – наш священный дар, а рациональный разум – верный слуга. Мы построили общество, где чтят слугу, но забыли о даре». Осознанность или интуитивный разум (два названия одного понятия) – это прежде расширение границ сознания человека до уровня космоса и вселенной, использование знаний целыми пакетами информации, а главное – умение внимать собственной интуиции.
Я.М. – Интуиция ближе, чем космос, а потому немного понятней.
Ю.П. – Тогда попробуйте объяснить, что такое интуиция?
Я.М. – У меня весьма традиционная трактовка, но я с ней согласна. Интуиция – это мой внутренний голос, который ведёт меня в нужном направлении, и потому к нему стоит прислушиваться.
Ю.П. – Интуиция. Если давать прямой перевод слова с латыни означает «созерцание» или «пристально смотрю». Ещё интуицию можно определить как чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении и предшествующем опыте.
Я.М. – Я достаточно «пристально смотрю» и прислушиваюсь? Мне кажется, что пройдя путь от телесного разума, т.е. элементарных чувств, миновав более совершенный разум интеллектуальный, просветлённые люди приходят опять к чувствам, но на другом, значительно углублённом или возвышенном уровне. Получается, интуитивный разум (осознанность) – это следующий виток спирали в развитии личности и человечества?
Ю.П. - Этот виток спирали предрекали ещё древние греки, называя интуитивное сознание Ноэтическим знанием. Совсем недавно, в середине 20 века наш отечественный мыслитель В.И. Вернадский ввёл в научную среду понятие ноосферы. И нам с вами её осваивать.
Я.М. - Я помню о биосфере Вернадского. Следуя за вашими рассуждениями, берусь предположить, что ноосфера — это высшая ипостась обитания человеческого разума.
Ю.П. - Яна, я не хочу пугать Вас, но конец света уже наступил. Мы с вами являемся свидетелями перехода человечества на другую ступень развития. Сейчас рождается новый вид человека Homo Noeticus (человек интуитивный ), а Homo Sapiens - человек разумный уходит в прошлое, как когда-то это уже случилось с Человеком Умелым. Мы ведь не сильно переживаем за Неандертальца по этому поводу?
Я.М. - Совсем не переживаем. Мы же пользуемся плодами прогресса человеческого разума и сегодня, благодаря чему продолжаем двигаться вперёд.
Ю.П. - Смена эпохи породит своеобразную психическую революцию в сознании человека. В связи с победой над законами физического мира, мы вообще потеряем интерес к частной собственности, наконец-то вырастем из коротких штанишек тотальной зависимости от ископаемых энергоносителей. Архаизмом станут такие понятия, как добро и зло, бедность и богатство. Об этом писалось в начале прошлого века автором книги «Космическое сознание» Ричардом Бёкком. А Тамара Глоба, авторитетный астролог утверждает, что через каких-то десять-пятнадцать лет мы перестанем понимать себя теперешних.
Я.М. - Примерно, как нынешним детям не понятно, зачем нужна магнитофонная кассета или виниловый диск...
Ю.П. - Я предчувствую близость глобальных перемен, потому что наблюдаю естественную трансформацию сознания, происходящую во многих людях. Знаю, что сегодня очень сложно поверить в существование иных неограниченных источников энергии, доступных человеческому разуму. Хотя и в прежние времена встречались люди с таким уровнем сознания, как наш Василий Блаженный.
Я.М. - Давайте вернёмся к моей истории о том, как Блаженный потушил пожар в Новгороде, находясь в Москве. Как это возможно, доктор?
Ю.П. - Это возможно благодаря силе духовного видения и добродетели, которыми обладал юродивый Василий, придя к неограниченным возможностям стадии блаженства. Для более полной иллюстрации его способностей, я хочу привести ещё один эпизод, сохраняя колорит повествования.
Житие рассказывает, что Блаженный как-то зашёл к одному боярину. На дворе стоял лютый мороз, и сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы защитил Блаженный своё тело от холода. (Василий совершал подвиг юродства: круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост и носил вериги.) «Хочется тебе этого?» — спросил Блаженный. «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей», — отвечал боярин. Блаженный с улыбкой сказал: «Пусть так, и я люблю тебя». Боярин с радостью надел на юродивого шубу. Дорогую шубу на Блаженном Василии приметили воры. Один из них лёг на дороге, притворившись мёртвым, другие стали просить Василия подать что-нибудь на погребение. Глубоко возмущённый кощунственным обманом Блаженный вздохнул со скорбью, снял шубу, покрыл ею мнимого мертвеца и сказал: «Буди же ты отселе поистине мертв, так как, не убоявшись Бога и Страшнаго Его суда, захотел обманом принять милостыню». Когда отошёл он, обманщики нашли товарища мёртвым.
Наши беседы открыты для выражения ваших мнений и предложений. Мы с удовольствием посвятим следующие встречи темам, которые волнуют Вас.