Сегодня, в День Защиты детей, в гостях у нашей газеты детский и семейный психолог, психотерапевт Юрий АНАНЬИН. С ним беседует корреспондент «Калининградской правды» Ирина Моргулева.
… Юрий Петрович сразу огорошил статистикой. Оказывается (по данным Министерства здравоохранения и соцразвития РФ), за последние десять лет число детей, страдающих различными психическими расстройствами, увеличилось на 25%. Кризис семьи очевиден. В первую очередь от него страдают самые маленькие и незащищенные. О них – наш разговор.
- Рождение собственного «я» у ребенка происходит в двух-, трехлетнем возрасте, когда он начинает говорить «я сам» или «буду-не буду», - рассказывает Юрий Петрович. – И тут нужна родительская зрелось – чтобы не сломать стержень зарождающейся личности. «Тревожный звоночек», если у малыша появляются неподдающаяся лечению сыпь, необъяснимые нарушения функций дыхания или кишечника. Это может являться реакцией на какие-либо неудовлетворенные родителями психологические потребности ребёнка. Чадо начинают пичкать антибиотиками, не устраняя самой причины недуга – о ней обычно даже не догадываются. А ведь проблемы, не решенные в раннем детстве, проявляются в подростковом возрасте нарушениями поведения, агрессией, компьютерной или алкогольной зависимостью…. Потом мы удивляемся: откуда берутся эти «сумасшедшие» подростки?
- Я где-то читала, что ребенку «для счастья» якобы нужно не менее пяти раз в день слышать подтверждения родительской любви. А как Вы считаете?
- Если бы все было так просто…Дело в том, что нередко родители произносят эти слова формально, потому что так «надо». От подобных «признаний» ребенку «теплее» не становится, он страдает от дефицита внимания со стороны близких людей, дефицита любви (что и становится причиной его недуга). Его ведь окружает все больше обслуживающий персонал – няни, гувернантки (мы говорим сейчас о так называемых благополучных семьях). Родители же считают, что ребенка достаточно просто накормить, одеть-обуть, предоставить ему достойный отдых. Случается, что на приеме четырех – пятилеточка, тычет мне в глаз пальчиком и требует: «Плачь!» И я понимаю: он хочет живого проявления чувств…
- В каком возрасте личность ребенка считается сформированной?
- К шести-семи годам у детей созревает эмоциональное мышление и как следствие – самооценка. Ближе к школьному возрасту человек понимает, «плох» он или «хорош», и, если окружение внушило, что он «не удался», жизнь его будет подчинена в основном тому, чтобы доказывать этому миру: я не такой плохой… И, даже достигнув успеха, он вряд ли поверит в себя. Внутреннее - «я плох» может навсегда поселиться в душе. Зато при чутком родительском воспитании мозг ребенка усваивает: «Я молодец. Любые трудности, жизненные испытания – это временно. Я счастлив, я есть, и это хорошо»,
- Что конкретно подразумеваете под чутким воспитание?
- Ребенку нужно дать почувствовать, что он – неприкосновенная территория любви. К примеру, вы опаздываете на работу, а малыш ваш, как назло, все завязывает шнурки – и никак не завяжет… Не торопите его, лучше помогите справиться с этой задачей – терпеливо объясняя, как это делается. Вот правило, которое я использовал в воспитании собственных детей. Кстати, в столь же бережном внимании нуждается и ребенок подросткового возраста. Случалось, назначена важная встреча, уже стоишь в дверях, а сын или дочь неожиданно начинают рассказывать, например, о первом свидании. И ты останавливаешься – все остальное подождет…
- Какие самые распространенные ошибки родительского воспитания?
- Ни в коме случае нельзя ставить под сомнение сам факт исключительной ценности ребенка для семьи. Чудовищно, например, если молодая мама, пытаясь добиться послушания малыша, якобы бросает его посреди дороги со словами: «Все, ухожу». Ребенок начинает биться в истерике – происходит первая его встреча со страхом смерти. Этот мир его отверг – он не выживет один на улице… От последствий такой жестокой травмы случается избавлять людей в самом разном возрасте.
- Нужно ли вообще наказывать детей?
- Наказание – мера крайняя и вынужденная, это все равно как расписаться в своей родительской несостоятельности. Но если уж так случилось, то обязательно оно должно быть адекватным (возрасту и поступку) и своевременным. К примеру, нельзя наказывать ребенка в пятницу, за то, что тот провинился в понедельник. Отложенное наказание ему непонятно, оно приводит к жестоким травмам и унижению личности. Решайте проблему на месте! Тогда, если даже попался под горячую руку, и вы его шлепнули любя – ничего страшного, он вас простит.
- Дети, вступившие в пору юношества, приносят родителям проблемы другого «масштаба»…
- В юности человек обнаруживает для себя ценность внутреннего мира – своего и тех, кто его окружает. Но он, этот мир, подчас ему непонятен и даже кажется враждебным. Юношеский максимализм – быть или не быть, жить или не жить – порою ведет к необратимым поступкам. В этот период взрослые как никогда должны быть рядом, еще и еще раз «сдавая экзамен» на родительскую состоятельность. И если им хватит на это терпения и деликатности, то в определенный момент они «выпустят в жизнь» человека гармоничного и уверенного в себе.